- Номер: №3 за 1995 год
-
ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
КРАЕВА Ольга Леонтьевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Нижегородского сельскохозяйственного института.
ВОРОНИН Геннадий Леонидович — научный сотрудник Нижегородского отдела Института социологии РАН.
Нормативная регуляция социального поведения находит выражение не только в официально регламентированных запретах и предписаниях, но также в максимах повседневного поведения, артикулирующих тот пласт культуры, который можно назвать "народным опытом". Пословицы, поговорки, вошедшие в бытовую речь религиозные предписания, крылатые фразы играют роль своеобразного кодекса поведения, непосредственно связанного с традициями национальной духовности.
Опрос 1413 человек, репрезентативный для взрослого населения Нижнего Новгорода, был проведен Нижегородским отделом Института социологии РАН в 1993-1994 годах (руководитель исследования С.С.Балабанов). В качестве первичных эмпирических данных выступали оценочные реакции респондентов ("согласен/не согласен") на 29 афоризмов, максим, пословиц и т.п. Материал обработан методом главных компонент с последующим вращением матрицы. В пространстве двух факторов, которые обозначены как "сотрудничество / соперничество" и "толерантность / агрессивность" (суммарная объясняемая дисперсия 2 5%), выделены пять типов социального взаимодействия: 1) консенсиалистский; 2) агрессивно-альтруистический; 3) обывательский; 4) толерантно-эгоистический; 5) диссенсиалистский1. Данные опроса показали, что "консенсиалисты" составляют 15,6%, агрессивно-альтруистическая груп па — 15,9%, группа постсоветских обывателей 34,4%, толерантно-эгои-стическая группа — 19,1% и "диссенсиалисты" — 15,0%. 8,1% не ответили на все вопросы анкеты, что не позволяет интерпретировать их ориентации, а 10,5% респондентов занимают промежуточные позиции.
Таблица 1
Распределение социальных, возрастных и культурных групп
по степени выраженности "консенсиалистской" ориентацииГруппы населения Индекс Неработающие пенсионеры 223 Лица в возрасте старше 60 лет 195 Руководители, управляющие 169 Служащие без специального образования 146 Военнослужащие 140 Лица с малым доходом 131 Лица со средним специальным образованием 126 Глубоко верующие 122 Лица с крайне малым доходом 121 Лица со средним доходом 119 Женщины 118 Лица в возрасте от 50 до 59 лет 115 Лица с доходом несколько выше среднего 109 Лица, не определившие отношение к вере 108 Верующие 105 Лица с высшим образованием 105 Лица со средним общим образованием 102 Лица в возрасте от 45 до 49 лет 100 "Консенсиалисты" и "диссенсиалисты" стоят на противоположных позициях. Для консенсиалистов характерна терпимость. "Бог терпел, и нам велел", "терпение — лучшее спасение" — полное согласие с этими тезисами высказали соответственно 64,8% и 73,6% консенсиалистов. "Диссенсиалисты", как правило, нетерпимы, они не согласны с приведенными пословицами и не приемлют их как норму поведения (64,0 и 60,6% соответственно).
Этих людей отличает также восприятие социального окружения. 73,1% "диссенсиалистов" полностью согласны с пословицей "С волками жить — по-волчьи выть". 57,7% "консенсиалистов" не согласны с ней. С принципом "Все продается, дело только в цене" полностью согласны 73,7% "диссенсиалистов", тогда как 74,2% "консенсиалистов" высказывают полное несогласие.
Таблица 2
Распределение социальных, возрастных и культурных групп
по степени выраженности "диссенсиалистской" позицииГруппы населения Индекс Предприниматели 427 Лица с самым высоким доходом 393 Лица с незаконченным высшим образованием 183 Рабочие низкой квалификации 180 Безработные 168 Лица с высоким доходом 166 Лица, окончившие ПТУ, и со средним общим образованием 164 Лица с доходом несколько выше среднего 162 Лица в возрасте до 20 лег 151 Мужчины 148 Военнослужащие 140 Неверующие 132 Лица в возрасте от 30 до 34 лет 132 Лица в возрасте от 20 до 24 лет 131 Студенты 130 Лица в возрасте от 25 до 29 лет 125 Руководители, управляющие 125 Учащиеся школы, ПТУ 119 Среди "диссенсиалистов" по сравнению с другими группами гораздо больше людей, имеющих личные неформальные связи с представителями власти. При этом 81,7% согласны с тем, что "Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь".
Дальнейший анализ ценностно-нормативных ориентации предполагал соотнесение метасоциальных групп с социальным положением. Речь идет об отношении доли, например, "консенсиалистов" к доле профессиональной, возрастной и т.п. группы в структуре населения Нижнего Новгорода. Если индекс какой-либо группы превышает 100, можно предположить, что данная ориентация находит в ней более интенсивное выражение.
"Консенсиалистские" ориентации присущи неработающим пенсионерам, лицам в возрасте 60 лет и старше, руководителям и управляющим, служащим без специального образования (табл. 1). "Диссенсиалистские" установки распространены среди предпринимателей, лиц с высокими доходами, с незаконченным высшим образованием, рабочих низкой квалификации (табл. 2).
Таблица 3
Распределение социальных, возрастных и культурных групп
по степени выраженности альтруистической ориентацииГруппы населения Индекс Лица, имеющие научную подготовку 300 Учащиеся школы, ПТУ, ССУЗа 213 Военнослужащие 168 Лица в возрасте до 20 лет 140 Лица с высшим образованием 136 Лица в возрасте от 40 до 44 лет 126 Лица в возрасте от 20 до 24 лет 126 Дипломированные специалисты 125 Лица с достаточно высоким доходом 124 Домохозяйки 123 Безработные 118 Лица, не определившие отношение к вере 116 Неверующие 115 Лица в возрасте старше 60 лет 112 Лица с самым высоким доходом 112 Лица со средним доходом 111 Лица с неполным средним образованием 108 Мужчины 108 Руководители, управляющие 105 Лица с крайне малым доходом 105 Лица с начальным образованием 103 В группе "консенсиалистов" преобладают женщины (64%), неработающие пенсионеры (18,3%), люди в возрасте 60 лет и старше (16,8%), лица со средним специальным образованием (26,4%) и малообеспеченные (25,2%). Напротив, среди "диссенсиалистов" относительный перевес имеют мужчины (68,2%), предприниматели (15,4%), атеисты (35,0%), рабочие низкой квалификации (11,4%), люди, имеющие доход несколько выше среднего (14,3%), а также самый высокий доход (6,3%). За последние пять лет материальное положение улучшилось у 12,0% "консенсиалистов" и 32,5% "диссенсиалистов", ухудшилось — у 53,8% и 41,8% соответственно.
Агрессивно-альтруистическая и толерантно-эгоистическая группы, как и две предыдущие, занимают противоположные позиции, но их надо рассматривать как переходные. Агрессивно-альтруистическая группа тяготеет к "консенсиалистам", а толерантно-эгоистическая группа к "диссенсиалистам". Респонденты, относящиеся к агрессивно-альтруистической группе, склонны к безапелляционным ответам. Решительные люди, они не согласны, что "терпение — лучшее спасение" (43,8%; в среднем по выборке эта цифра составляет 26,3%), готовы бороться за правду. Количество мужчин и женщин в агрессивно-альтруистической группе примерно одинаково. Относительное преобладание имеют респонденты с высшим образованием (31,0%), дипломированные специалисты (27,6%), учащиеся школ, ПТУ, техникумов (7,7%) и атеисты (29,8%),
Таблица 4
Группы населения Индекс Рабочие средней квалификации 163 Верующие 144 Глубоко верующие 142 Лица в возрасте от 45 до 49 лет 130 Домохозяйки 130 Рабочие высокой квалификации 129 Лица в возрасте старше 60 лет 129 Лица в возрасте от 50 до 59 лет 128 Лица, окончившие ПТУ,и со средним общим образованием 125 Лица с неполным средним образованием 125 Лица с начальным образованием 125 Доход несколько ниже среднего 119 Женщины 116 Лица в возрасте от 40 до 44 лет 116 Лица с малым доходом 115 Лица со средним специальным образованием 114 Служащие без специального образования 111 Безработные 109 Лица в возрасте от 35 до 39 лет 107 Неработающие пенсионеры 107 Лица со средним образованием 105 Следует отметить, что политические пристрастия людей, принадлежащих к одному и тому же типу, могут быть противоположными, но они сходятся в одном: отказывают другому иметь свой собственный взгляд на вещи. Они уперлись в некую идею, которая, по словам Достоевского, "вдруг падает у нас на человека, как огромный камень, и придавливает его наполовину, и вот он под ним корчится, а освободиться не умеет". Об этих людях сказано также, что "есть, примерно, десять процентов (у нас получилось несколько больше. — Авт.) чудаков в народе, которые на любое дело пойдут — и в революцию, и в скит на богомолье".
Таблица 5
Распределение социальных, возрастных и культурных групп
по степени выраженности постсоветской обывательской ориентацииГруппы населения Индекс Студенты 144 Лица с крайне малым доходом 132 Лица с начальным образованием 131 Лица в возрасте от 25 до 29 лет 121 Домохозяйки 120 Лица с высоким доходом 115 Лица с незаконченным высшим образованием 114 Лица, не определившие отношения к вере 112 Лица со средним общим образованием 111 Лица в возрасте от 40 до 44 лет 111 Рабочие высокой квалификации 110 Лица с достаточно высоким доходом 108 Доход несколько ниже среднего 106 Лица в возрасте от 30 до 34 лет 106 Дипломированные специалисты 106 Лица в возрасте от 35 до 39 лет 106 Неверующие 106 Лица в возрасте от 20 до 24 лет 104 Рабочие средней квалификации 103 Лица в возрасте от 45 до 49 лет 101 Толерантно-эгоистическая группа отличается высокой степенью конформизма. С тезисом о том, что незаменимых людей нет, согласны 79,3% представителей этой группы. Они согласны как с тем, что "не пойман — не вор", так и с тем, что "от трудов праведных не наживешь палат каменных". Они знают, что "худо тому, кто добра не делает никому", но знают и то, что "велика святорусская земля, а правде нигде нет места".
Среди толерантных эгоистов наибольшее количество верующих людей (60,8%). Многие из них в повседневной жизни исповедуют принцип: "С волками жить — по-волчьи выть" (77,5%). Оптимизм респондентов толерантно-эгоистической группы ("Что ни делается, все к лучшему" — 92,3%), вероятно, отличается от оптимизма "консенсиалистов" и свидетельствует скорее об эгоизме, чем о вере в торжество справедливости. Позиция толерантно-эгоистической группы напоминает позицию парадоксалиста, главного героя "Записок из подполья", восклицающего: "Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
Агрессивно-альтруистическая идеология характерна для лиц, имеющих научную подготовку (аспирантура, ученая степень), учащихся ПТУ и техникумов, военнослужащих (табл. 3). Толерантно-эгоистическая позиция присуща рабочим средней квалификации, верующим и глубоко верующим людям, лицам в возрасте 45-49 лет (табл. 4).
В толерантно-эгоистической группе относительно преобладают женщины (63,2%), рабочие высокой квалификации (21,3%), лица с доходом несколько ниже среднего (36,0%), возрастная группа 50-59 лет (22,1%), лица с неполным средним образованием (17,3%) и верующие (9,5%). Около 40% считают, что по материальному положению они остались на прежнем уровне и экономические трудности последних лет никак не сказывались на их быте.
Последняя из выделенных групп — "постсоветский обыватель'' — самая большая по численности. Основная черта ценностного мира этих людей — раздвоение нравственных принципов и убеждений. Они ориентированы на добро, но в то же время сознают, что "от трудов праведных не наживешь палат каменных" и "с волками жить — по-волчьи выть". Они согласны терпеть, но запас их терпения значительно ниже, чем у "консенсиалистов". Обратимся к Л.Толстому: "Понимая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная наперед, что ничего из нее выйти не может". Такова жизненная позиция примерно каждого четвертого нижегородца.
Данные показывают, что идеология постсоветского обывательства распространена среди студенчества, лиц с крайне малыми доходами, имеющих начальное образование (табл. 5).
Какова общая типологическая картина, отражающая распределение статусных групп в метасоциальном пространстве ценностей?
На рисунке показано расположение различных групп населения в метасоциальном пространстве. Здесь можно видеть, например, противостояние предпринимателей и лиц, имеющих научную подготовку, молодых и пожилых, мужчин и женщин. В определенной степени эти группы находятся в позиционном конфликте, хотя в экономическом и социальном пространстве могут соседствовать. В то же время обнаруживается сходство позиций между безработными и лицами с высокими доходами, между учащимися школ, технических училищ, техникумов и лицами с научной подготовкой, тогда как в экономическом и социальном пространстве эти люди весьма далеки друг от друга. Этот парадокс метасоциального пространства указывает на дестратификационную природу духовных ценностей, преодолевающих социально-экономические границы.
1 Понятия консенсиализма и диссенсиализма предложены Ю.Н.Козыревым.